Незабываемые истории о привидениях

Как самый скорбный дух Мексики стал культурным феноменом

ВЕРА В ПРИВИДЕНИЯ— это древнейший феномен, встречающийся практически во всех культурах и религиях мира. Представления о духах умерших, способных возвращаться в мир живых, существовали еще в древности и сохранились до наших дней. Почему же вера в привидения столь устойчива?

Истории о духах умерших, реальных и вымышленных, передавались устно и письменно на протяжении тысячелетий. Эти истории показывают, как призраки проникли во все аспекты нашей жизни, от поп-культуры до раскрытия преступлений и, более того, даже в метеорологию и археологию.

В таких фильмах, как «Проклятие Ла Льороны» и «Мама»,  мексиканский дух известен тем, что приносит смерть тем, кто встает на ее пути. Как отмечает Домино Рене Перес, автор книги «Жила-была одна женщина: «La Llorona from Folklore to Popular Culture», «плачущая женщина» быстро становится культурной иконой и символом во всей Центральной и Южной Америке.

«Она там была»

ВО ВРЕМЯ СЪЕМОК фильма ужасов 2019 года «Проклятие Ла Льороны» некоторые актеры и съемочная группа были убеждены, что дух Ла Льороны — по-испански Плачущей женщины — скрывается где-то поблизости. Они были напуганы необъяснимым холодом и взрывающимися украшениями на съемочной площадке, непонятным мерцанием огней и кричащими снами.

В такой ситуации режиссер Майкл Чавес сказал Los Angeles Times  “У нас действительно было несколько жутких сверхъестественных событий”. “Половина съемочной группы верит, что в доме, в котором мы снимали, водились привидения, и, возможно, в этом что-то было”. Актриса Патрисия Веласкес добавила: “Я думаю, она была там, просто убеждаясь, что мы поступаем с ней правильно, снимая фильм”.

В фильме главной героиней является призрак матери, которая утопила своих сыновей и теперь преследует живых своим безутешным плачем. Повествование  о событиях в Мексике 17 века. Итак, она, одетая в белое, проводит свои дни в поисках других детей, которых можно украсть.

За кадром «Ла Льорона» — известная и широко распространенная легенда, которая служит предостережением для нескольких поколений в латиноамериканских семьях и часто используется для того, чтобы напугать детей и удержать их от плохого поведения. Ее история известна во всей Центральной и Южной Америке, но чаще всего связана с Мексикой. И, конечно, история варьируется в зависимости от того, кто ее рассказывает.

женщина привидение
Берегись, иначе она придет и заберет тебя. Кадр из фильма «Проклятие Ла Льорона».

В некоторых версиях это женщина из числа коренного населения, которая настолько разгневана неверностью своего мужа, что из мести убивает их детей в близлежащей реке, а затем топится сама от горя и раскаяния. В других версиях она обвиняет своих отпрысков в том, что ее возлюбленный бросил ее, и бросает их на верную смерть в реку.

Независимо от того, какая версия рассказана, в каждой истории она, как положено привидению , обречена бродить по земле, всегда возле воды, оплакивая своих малышей (и таким образом зарабатывая свое печальное имя). Страшную репутацию ей принесло то, что Ла Льорона не просто похищает подростков. Она также приносит горе и смерть тем, кто слышит ее крики или встает у нее на пути. 

Переводчица, советница, любовница

Также существуют другие, более сложные версии скорбящей женщины. Иногда ее ассоциируют с Доньей Мариной, или Ла Малинче — женщиной из народа науа с побережья Мексиканского залива, которая служила переводчицей, советницей и любовницей испанского конкистадора Эрнана Кортеса, родила ему ребенка, а затем была им брошена. Более того, чтобы усугубить страдания женщины, ее иногда изображают как предательницу, перешедшую на сторону испанцев.

В других случаях, скорбящую женщину считают ацтекской богиней, чей плач был предзнаменованием, предсказавшим прибытие испанцев и последующую за этим резню коренных народов – обиженное божество, которое продолжает плакать и по сей день.

В Сочимилько, районе Мехико, который ещё называют Мексиканской Венецией, во время театрального представления под открытым небом, носящего имя Ла Льороны, её изображают как женщину-воина, которая убивает себя и своего ребенка, чтобы не покидать свою землю и народ, поклявшись отомстить испанцам. Представление, которое проводится каждый год на воде, начиная с 1993 года и приуроченное ко Дню мертвых, было создано для популяризации истории, древних культурных традиций и природной красоты водных каналов Сочимилько, восходящих к доиспанскому периоду.

история с привидениями
Актеры в Сочимилько исполняют « Ла Льорону» , ежегодное театральное представление, основанное на одной из самых глубоко укоренившихся легенд доиспанской Мексики.

В конечном счете, все эти разные истории связывает воедино нить непреодолимого горя. «Это история о потере, — говорит Домино Рене Перес, — и о многих способах, которые выбирает женщина в центре истории, чтобы отреагировать на эту потерю. Речь также идет о том, как сообщество реагирует на ее действия».

Хотя ее действия можно интерпретировать по-разному. Ла Льорона в последнее время стала более известна за пределами латиноамериканского населения – не только в искусстве и средствах массовой информации, но и в таких обыденных предметах, как коктейли и носовые платки. Миф о ней насчитывает столетия, но ее растущая популярность сегодня является знамением времени. Для латиноамериканского сообщества призрак Плачущей женщины — настолько знакомая и субъективная тема, говорит Перес, что она достаточно податлива, чтобы быть чем-то большим, чем просто инструментом для дисциплинирования непослушных детей. На самом деле, она может быть — и быстро становится — мощным и устойчивым  культурным символом.

“В этой истории также есть вневременность, — говорит Перес, “ восходящее к предзнаменованиям, существовавшим до завоевания, предсказывающим, для некоторых, падение империи ацтеков, и распространяющееся в настоящее время, когда тысячи женщин разлучаются со своими детьми на границе. Ла Льорона остается актуальной, и до тех пор, пока она существует, ее история будет рассказываться ”.

Метки: , . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *