«Зачем аборигены съели Кука?»

Насильственная смерть Джеймса Кука

Смерть капитана Кука долгое время рисовалась как смерть великого исследователя, жестоко убитого дикарями. Правда же совершенно иная.

Hau’oli La Ho’omake ia Kapena Kuke! Или, как называют День Святого Валентина гавайцы: День Счастливой Смерти Капитана Кука. После чего они начинают спорить, кому из членов семьи принадлежит честь убить «сифилитического, туберкулезного расиста», как его ласково называют на островах.

аборигены съели кука

Под энергичным руководством профессора истории Лиликалы Каме’элеихива из Гавайского университета, репутация капитана Джеймса Кука, как героя цивилизации и первооткрывателя дальних стран, в последнее время была несколько подпорчена, и 14 февраля, в день его смерти в заливе Кеалакекуа, пришло время пересмотреть ее. Правильно ли поступили гавайцы, избив, зарезав и утопив британского мореплавателя, и почему Кук погиб именно так, в тот день?

Когда Джеймс Кук погиб 14 февраля 1779 года, ему был 51 год. К моменту смерти Кук не был счастливым человеком. Он потерял большинство своих детей, а сифилис повлиял на его умственные способности. Внезапный гнев и депрессия были побочными эффектами, если не болезни, то ее «лекарства»: ртути, которая делала людей абсолютно сумасшедшими. Конечно, у Кука также был туберкулез. Туберкулез был у всех, особенно, если вы много путешествовали и находились в тесном помещении с другими больными на борту корабля. Хотя туберкулез мог годами протекать незамеченным, когда он проявлялся, был очень болезненным и поражал позвоночник, превращая вас в горбуна. И это тоже сделало бы вас вспыльчивым: быстрым на гнев, эгоцентричным, не очень умным или дипломатичным.

Итак, пока что два из трех слов, которые профессор Каме’элеихива использовал для описания Кука, абсолютно соответствуют действительности. Тогда как насчет расизма? Во-первых, давайте посмотрим на общую картину. В результате «открытий» Кука, миллионы не белых людей в Тихом океане были лишены собственности. Они потеряли свои земли, свою культуру и, очень часто, свои жизни. Не только в результате военных действий (хотя, и это тоже; миф о том, что они пали без боя, не соответствует действительности), но и из-за болезней, которые Кук и его люди (а затем и многие другие) принесли с собой: туберкулез, сифилис, а также оспу, корь, грипп. Для жителей Гавайских островов это означало, что к 1893 году их осталось всего 40 000 человек. Легкая добыча для американского вторжения, как справедливо заключает Каме’элеихива.

А что же сам Кук?

Когда он впервые прибыл на Гавайи в 1778 году, то высадился на берег во время праздника в честь Лоно, бога моря и плодородия. Гавайцы решили, что это означает, что он либо сам бог, либо, по крайней мере, королевский гость.

Кук получил полный аванс и позволил своим людям устроить оргию всей их жизни. В обмен на железные гвозди моряки занимались сексом четыре месяца подряд, конечно же, заразив большинство женщин на островах. Эмблема Лоно, состоящая из скрещенных древков и длинных кусков капа (коры), очень напоминала паруса кораблей Кука, поэтому на время островитяне позволяли мужчинам практически все.

Но даже боги через некоторое время уходят, и когда этого не произошло, люди начали задавать вопросы. Почему они не знали языка, почему почти не мылись и почему их капитан всегда так быстро выходил из себя?

Когда один из членов экипажа умер, стало ясно, что они не бессмертные, и под давлением Кук, наконец, отдал приказ отплыть. Но, после нескольких дней в море, мачта «Резолюшн» сломалась во время шторма, и им пришлось вернуться. Это стало еще одним доказательством того, что Кук не был Лоно, управляющим ветрами. Гавайцы и раньше были рады видеть спину англичан, но на этот раз им были рады меньше. Более того, один из островитян украл у «исследователей» небольшую лодку. Это так разозлило Кука, что он сошел на берег с намерением похитить короля Калани’опу’у, чтобы иметь возможность поторговаться и вернуть свою собственность.

Строить планы похищения хозяина глупо и в лучшие времена. Взять только двух человек в шлюпке, чтобы воплотить план в жизнь, — значит вести себя так, будто ваши противники дадут вам то, что вы хотите, только потому, что вы — это вы; белее, значит лучше. Именно такого рода личный расизм, в конце концов, лишил Кука жизни.

Толпа на пляже защитила своего короля. Люди Кука бросились бежать, оставив своего командира на произвол судьбы. Кто-то бросил камень, и через несколько мгновений капитан был мертв. Затем его тело положили в земляную печь — древний ритуал, позволяющий плоти отпасть, чтобы добраться до сути человека, его костей. Для команды сохранили только руки и задницу Кука, которые предложили им через два дня.

аборигены съели кука
Смерть капитана Кука долгое время изображалась как великого исследователя, жестоко убитого дикарями. Правда совершенно иная.

Это заставило британцев думать, что аборигены съели все остальное; это также расистское предположение о «меньших народах». И чтобы убедиться, что гавайцы знают, кто тут главный, военно-морской флот отомстил пушками, вскоре после этого убив 30 островитян.

Сразу после смерти Кука, его стали героизировать на Западе, особенно в Британии. Были созданы картины, на которых его конец изображался не таким, каким он был, а таким, каким он соответствует пиар-колониализму: одинокий рейнджер умирает за науку, в то время, как он говорит своим людям прекратить стрелять в бедных, глупых туземцев. Он стал мгновенным мучеником и предупреждением о том, что произойдет, если вы подружитесь с черными людьми. Все они животные, верно, и когда ты отворачиваешься, они наносят тебе удар. Адмиралтейство выпустило книги в его честь, в которых, разумеется, зацензурило тот факт, что Кук был счастлив быть обожествленным. Это выглядело бы не очень хорошо в глазах церкви, какая бы церковь ни стояла у власти в то время. Любые другие версии также были подавлены. Художник Джон Кливли, чей брат был поваром Кука, изобразил события совершенно иначе: более жестоко, гораздо менее славно. Но его полотно было изменено в соответствии с официальной историей.

Однако, в последнее время, все чаще звучат голоса из самого Тихого океана, которые рассказывают разные истории. Один из самых интересных — поэт маори Роберт Салливан. В длинной поэме под названием «Капитан Кук в подземном мире» он изобразил мореплавателя, застрявшего на Рарохеуга, месте, где собираются духи людей, прежде, чем они отправятся на родину предков Хавайки. Все, кроме Кука, спустя годы остающимся печальным призраком, которому суждено прозябать здесь до тех пор, пока он не поймет, какое зло он принес, и не раскается.

Это долгий путь, через отрицание, принятие вины, раскаяние и, наконец, отпущение грехов. Это также очень похоже на духовное испытание, акт уту (реституции), когда капитан вынужден отдаться «прибою эмоционального наводнения» и вспомнить свои последние мгновения, когда он «истекал кровью, и море вокруг было красным… Я — часть моря».

Только когда незваный гость, нарушитель растворяется в самом Тихом океане, он может начать искупать потерю народом рангатиратанги (суверенитета). Никакого героя, просто заблудший и, да, расист, белый человек.

Источник: https://thebigsmoke.com

Метки: , , , . Закладка Постоянная ссылка.

1 комментарий: «Зачем аборигены съели Кука?»

  1. Юрий пишет:

    Если съесть мозг человека, то завладеешь его умом.
    Если съесть печень, то завладеешь его здоровьем.
    Если съесть сердце ,то завладеешь его душой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *