После десятилетий исследований ученые до сих пор не могут объяснить, почему никакая часть мозга не отвечает за хранение воспоминаний.
Большинство людей полагают, что наши воспоминания должны существовать где-то в нашей голове. Но как бы они ни старались, исследователи-медики не смогли определить, в какой области мозга на самом деле хранятся воспоминания, которые мы помним. Возможно ли, чтобы наши воспоминания действительно находятся в пространстве за пределами нашей физической структуры?
Биолог, автор и исследователь д-р. Руперт Шелдрейк отмечает, что поиск разума шел в двух противоположных направлениях. В то время, как большинство ученых искали внутри черепа, он смотрит снаружи.

По словам Шелдрейка, автора ряда научных книг и статей, память не находится в какой-либо органической области мозга, а представляет собой своего рода поле, пронизывающее мозг. Сам мозг действует как «декодер» потока информации, создаваемого взаимодействиями каждого человека с окружающей средой.
В своей статье «Разум, память и архетипический морфический резонанс и коллективное бессознание», опубликованной в журнале «Психологические перспективы», Шелдрейк сравнивает мозг с телевизором, используя сравнение, чтобы объяснить, как взаимодействуют разум и мозг.
«Если я повредю ваш телевизор, так, что вы не сможете принимать определенные каналы, или если я сделаю телевизор афазированным, разрушив часть, издающую звук, так, что вы все равно сможете получать изображения, но не звук, это не докажет, что звук или изображения хранятся внутри телевизора». «Это просто покажет, что я повлиял на систему настройки, так, что вы больше не можете поймать правильный сигнал. Точно так же потеря памяти из-за повреждения мозга не доказывает, что воспоминания хранятся внутри мозга. На самом деле, в большинстве случаев потеря памяти носит временный характер: амнезия после сотрясения мозга обычно носит временный характер ».
Это восстановление памяти очень трудно объяснить в традиционных теориях: если воспоминания были разрушены в результате разрушения ткани памяти, они не должны появляться снова; тем не менее, они часто появляются, пишет Шелдрейк.
Шелдрейк продолжает отвергать представление о том, что память содержится в мозгу, ссылаясь на эксперименты, которые, по его мнению, были неправильно истолкованы. В этих экспериментах пациенты живо вспоминали сцены из своего прошлого, когда участки их мозга подвергались электрической стимуляции.
Хотя эти исследователи пришли к выводу, что стимулированные области должны логически соответствовать содержащимся в них воспоминаниям, Шелдрейк предлагает другую точку зрения, повторяя свое сравнение с телевидением: информация хранилась внутри схемы настройки », — пишет он.
Морфогенетические поля
Но если воспоминания не живут в мозгу, где они находятся? Следуя идеям предыдущих биологов, Шелдрейк считает, что все организмы принадлежат к своему собственному виду резонанса формы — полю, которое существует как внутри, так и вокруг организма, которое дает им инструкции и форму.
В качестве альтернативы преобладающему механистическому / редукционистскому пониманию биологии подход морфогенетического поля рассматривает организмы как тесно связанные со своими соответствующими полями, согласуясь с кумулятивными воспоминаниями, которые вид в целом испытывал в прошлом.
Однако эти поля становятся более конкретными, формируя поля внутри поля, где каждый разум — даже каждый орган — имеет свой собственный резонанс и уникальную историю, и стабилизируя организм, опираясь на прошлый опыт. «Ключевая концепция морфического резонанса состоит в том, что похожие вещи влияют на похожие вещи как в пространстве, так и во времени», — пишет Шелдрейк.
Тем не менее, многие неврологи настаивают на том, чтобы найти вместилище воспоминаний еще более глубокие глубины мозга. Одним из самых известных исследователей был Карл Лэшли, который продемонстрировал, что, хотя до 50% мозга крысы было успешно удалено, крыса все еще помнила уловки, которым она научилась.
Удивительно, но, похоже, не было никакой разницы между тем, какая половина мозга была удалена — независимо от того, не было ли у них левого или правого полушария, грызуны могли выполнять выученные действия, как и раньше. Последующие исследователи обнаружили аналогичные результаты у других животных.
Представьте себе
Голографическая теория, рожденная в результате экспериментов, подобных тем, что проводил Лэшли, утверждает, что воспоминания находятся не в определенной области мозга, а в мозгу в целом. Другими словами, как и в случае с голографическим изображением, память сохраняется в виде интерференционной картины по всему мозгу.
Однако неврологи обнаружили, что мозг не статичен, а представляет собой динамическую массу в постоянном потоке — все химические и клеточные вещества постоянно взаимодействуют и меняют положение. В отличие от компьютерного диска, который имеет обычный неизменный формат, который предсказуемо выпускает ту же информацию, которая была загружена на него много лет назад, трудно настаивать на том, чтобы память могла храниться и восстанавливаться постоянно изменяющимся образом.
Но поскольку мы привыкли верить, что все мысли находятся в нашей голове, идея о том, что на память можно воздействовать извне, сначала кажется немного запутанной.
Шелдрейк пишет в своей статье «Наблюдательные эксперименты»: «Когда вы читаете эту страницу, световые лучи проходят со страницы в ваши глаза и формируют перевернутое изображение на сетчатке. Это изображение обнаруживается светочувствительными клетками, вызывая прохождение нервных импульсов. к зрительным нервам, что приводит к сложной электрохимической активности мозга.
Все это подробно изучено неврологическими методами. Но теперь загадка. Каким-то образом вы начинаете осознавать изображение страницы. Ваш опыт находится вне вас, прямо у вас на глазах. Но с традиционной научной точки зрения этот опыт иллюзорен. Фактически, якобы существует образ внутри вас, наряду с остальной частью вашей умственной деятельности ».
Хотя поиск памяти является проблемой для традиционного биологического понимания, исследователи, такие как Шелдрейк, считают, что истинное место памяти следует искать в ненаблюдаемом пространственном измерении.
Эта идея согласуется с более оригинальными идеями о мышлении, такими как «коллективное бессознательное» Юнга или даосское мышление, которое рассматривает человеческий разум и дух как вещи, полученные из разных источников, как внутри, так и вне тела, включая энергетические эффекты нескольких разных органов (кроме, конечно, мозга).
С этой точки зрения, мозг или даже сам разум, функционируют не как хранилище, а как физический соединительный узел, необходимый для соединения человека с его морфическим полем.