НАСА обнаружила большую часть космического челнока

Остатки «Челленджера», который взорвался в 1986 году

На дне Атлантического океана найдена большая часть космического челнока «Челленджер», который взорвался вскоре после старта в январе 1986 года. В его руинах погибли семь членов экипажа.

Челленджер крушение
Запуск шаттла Challenger с миссией STS-51-L, целью которой был запуск спутника связи TDRS-B, астрономические наблюдения и эксперименты. Шаттл взорвался через 73 секунды после старта, и никто из экипажа из семи человек не выжил. (фото: НАСА)

НАСА обнаружила большую часть космического челнока

Большой кусок «Челленджера» найден погребенным в песке на дне океана. По словам Чианнилли из НАСА, это самая большая из когда-либо найденных частей, пострадавших при аварии. В качестве первого из остатков, шаттл привлек внимание команды телевизионных документальных фильмов в марте, которая занималась поиском обломков 2 второй мировой войны. НАСА с помощью видеозаписей недавно подтвердило, что это действительно фрагмент космического челнока, который распался вскоре после запуска 28 января 1986 года.

Видимая часть космического челнока имеет размеры 4,5 на 4,5 метра, но, вероятно, она больше, потому что следующая часть покрыта песком. Это заметные тепловые накладки, так что, по-видимому, они находятся в нижней части космического челнока. Фрагмент все еще остается на дне океана, недалеко от побережья Флориды и в окрестностях мыса Канаверал. В НАСА думают, что делать дальше. Находка является собственностью правительства США.

Челленджер крушение
Экипаж космического челнока «Челленджер» (слева направо): специалисты Криста Маколиффова, Грегори Джарвис и Джудит Резникова, командир Дик Скоби, специалист Рональд Макнейр, пилот Майкл Смит и специалист Эллисон Онидзука. Криста Маколиффова не была профессиональным астронавтом – в эту миссию ее отобрали по программе «Учитель в космосе». (фото: НАСА)

Майкл Чианнилли сказал :»С первого момента, как только мы услышали про это, мы будто вернулись в 1986 год». Чианнилли в НАСА отвечает за повестку дня обоих потерянных шаттлов – «Челленджер» и «Колумбия», которые распались в результате трагического возвращения в 2003 году.

Как это было

Весь мир 28 января 1986 года стал свидетелем страшного потрясения, когда через 73 секунды после запуска исчез в вихре пламени космический челнок «Челленджер».

Первым предупреждающим знаком был белый клубок пара в момент зажигания вспомогательных двигателей, примерно в нижнем стыке правого SRB с основным топливным баком ET. Примерно через 0,445 секунды после зажигания он превратился в зловещий клубок черного дыма. Компьютерное моделирование и эксперименты показали, что именно в этом месте возникает наибольший поток воздуха и, следовательно, наибольший перепад температур на поверхности шаттла. Из-за мороза два резиновых уплотнительных кольца стали жесткими, что было недостаточно для герметизации зазора между сегментами двигателя в момент воспламенения. Горячие газы проникли в зазор — температура горения SRB составляет 3 200 °C — и начали прожигать как резиновые уплотнения, так и внешний корпус двигателя.

Камеры наблюдения наблюдали за дымом до 12-й секунды полета, когда разрыв был на мгновение закрыт аэродинамическими силами. Через сорок секунд после взлета главный компьютер шаттла зарегистрировал сильные порывы встречного ветра — возможно, они повлияли на конструкцию «Челленджера» настолько, что снова нарушили герметичность. В T+58.762 секунды камеры снова зафиксировали дым на правом вспомогательном двигателе. Но на смену ему пришло пламя и быстро разрослось. Бортовые часы показывали 60,497 секунды, когда пламя внезапно изменило форму — вероятно, достигло поверхности бака ET. Следует отметить, что уже в T+60.004 приборы слежения зафиксировали отклонение от ожидаемого давления в поврежденном SRB. Однако до сих пор оно была настолько незначительным, что никто не обращал на нее внимания.

В момент времени T + 62,484 автопилот впервые исправил отклонение от заданной траектории, вызванное падением давления в двигателе SRB, отклонив сопла SSME. Шаттл летел ровно 64,664 секунды, когда пламя повредило основной бак ET — и вытекающий из него водород начал медленно сгорать. Проблема была зарегистрирована в T+66.764, как только бак перестал создавать давление. Пламя постепенно прожгло нижний стык между основным баком и вспомогательным двигателем. На 71 секунде давление в правом двигателе было уже на 4% ниже, чем должно было быть.

 

Затем последние моменты Челленджера выглядят следующим образом:

Челленджер крушение
T + 72.141: Началось разрушение челнока, так как сила 0,227 G тянет машину вправо. Очевидно, пламя прожгло нижний правый шарнир SRB.
T + 72,201: Гироскопы двигателя зарегистрировали неожиданное движение: его нижняя часть отошла от шаттла, а верхушка была направлена к передней части бака ET.
T + 72,281: Двигатель дополнительно отклонился в сторону правого крыла машины.
T+72,564: Чувствительный автопилот шаттла попытался скорректировать неожиданные силы, отклонив сопла SSME на максимум. В то же время автоматические системы управления обнаружили падение давления топлива на входе и открыли резервные клапаны разгерметизации в тщетной попытке остановить его.
T + 72.661: Полет шаттла вышел из-под контроля автопилота, который больше не мог корректировать силы. «Челленджер» начал уклоняться влево с ускорением 0,254 G.
T + 73.137: Наконечник двигателя SRB вонзился в бак ET и тут же раздавил его, как снаряд. Из резервуара начали выходить кислород и водород.
T+73.162: Облако распыленного кислорода и водорода окутало весь шаттл, когда аэродинамические силы начали разрывать сильно поврежденный бак на части.
T+73,191: Утечка водорода воспламенилась между баком ET и фюзеляжем шаттла.
T+73,304: Взорвался весь 82-тонный топливный бак. Тем не менее, шаттл продолжал передавать телеметрические данные, а его основные двигатели работали, используя последние запасы топлива в коллекторе.
T+73.631: Получены последние телеметрические данные с шаттла. В последующие мгновения последовательно взорвались все баки на борту «Челленджера», а также спутник TDRS-B и его ускорительный двигатель IUS.
T+ 73,534: Автопилот отключил первый двигатель SSME из-за недостатка топлива.


 

Метки: , , , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *